"Орки – уровень развития и место в фэнтези-мирах"


 
       Фэнтези-миров, как известно, существует множество. И, естественно, они различаются теми или иными мелкими особенностями. География мира, где происходит действие – главное отличие. В большинстве миров все же наблюдаются сходства, так как все миры – и Забытые Королевства, и Лерем с окрестностями (из цикла «Меч и Магия»), и мир Warcraft, LineAgе, Heroes of Might & Magic – «выросли» из произведений Толкиена – основателя направления фэнтези. Как известно, именно Джон Толкиен в 30-х годах прошлого столетия придумал и описал совершенно иной мир, основываясь на фольклоре средневековой Европы. Толкиену удалось обобщить описание всех фэнтези существ так, что у нас сложились точные и прочные представления об их внешнем виде и прочих особенностях. И для орков Толкиен дал описания, настолько точные, что сейчас в любых источниках, не зависимых друг от друга, – и в компьютерных играх, и в литературе, и в видеофильмах – мы видим орков одинаково. Действительно, орк в Warcraft внешне похож на орков из фильма «Властелин Колец», из LineAge и орков прочих источников. Пожалуй, единственное исключение – серия игр «Heroes of Might & Magic», создатели которой руководствовались лишь фразой из Толкиена, в которой говорится, что орки напоминают огромных боровов. В основном же орки похожи и не только внешне, совпадает также и их поведение, образ ужасных, вонючих, мощных существ.
        Но господин Толкиен не дал нам одно объяснение касательно орков: кто они такие вообще? Известно, что Толкиен подразделял существ западноевропейской мифологии на две группы: существа, обладающие признаками государственности, расовым или даже национальным самосознанием, – таких он назвал «разумными» и приписал к ним людей, эльфов, хоббитов и многих других, сами знаете кого; и существа «неразумные» - обитающие где-нибудь стайками и нападающие на людей – своего рода мобы, мешающие разумным безопасно существовать, к таким он отнес, как мы помним, троллей, гоблинов, всяческих демонов и, как говорится, т.п.
        Что же касается орков, то их принадлежность к «разумным» или «неразумным» до сих пор вызывает множество вопросов. К кому можно причислять орков – к самостоятельной расе, умеющей строить поселения, вести, что называется, цивилизованный образ жизни, или же к существам, живущим как животные и не обладающие способностью думать? Вспомним, как ответили на этот вопрос различные знатоки фэнтези.
        Здесь надо сделать отступление от темы и сказать, что современные фэнтези-миры представляют собой отнюдь не сугубо наследие Джона Толкиена. Толкиен положил начало всему, но после него все изменялось, вводились новшества. Уверен, что Толкиен, написавший, кстати, множество научных работ о средневековом европейском литературном наследии, выпал бы, как говорится, в осадок, если бы ему предложили списочек всех фэнтези-существ, известных на сегодняшний день.
        Так вот, возвращаясь к нашей теме, отмечаем: писатели, работающие над миром Forgotten Realms (Роберт Сальваторе & Co), причисляют орков к племенам, обитающим в лесах, в степях и прочих местах, неспособным даже разговаривать, не говоря уже об образовании поселений и т.п. Но при этом они не лишены возможности соображать. Пусть они туповаты, но они все же думают: охотясь на путников, действуют сообща, ориентируются на местности. В Heroes of Might & Magic орки представлены аналогично. Писатели же серии «Меч и Магия» напротив, явно наделяют орков разумом, речью, расовым самосознанием, своими обычаями и культурой. Хотя государственности они по-прежнему лишены, находясь явно на более низкой ступени развития, чем, например, эльфы или люди. А вот в Warcraft, мы все прекрасно знаем, – орки – одна из ведущих рас, ни в чем не уступающая остальным разумным существам. Очень интересен в этом отношении подход создателей мира LineAge. Они, вероятно, не смогли принять определенную позицию, и сделали орков как расой, за которую можно играть, имеющую свои поселения и иерархию, так и простыми мобами, шатающимися в «пригородах»
        Вообще, стоит отметить, все же наиболее популярна теория разумности орочьей расы. В игровых системах типа D&D, в большинстве компьютерных игр и миров орки причисляются к разумным существам. Как нечто среднее представлены они в Готике: вроде бы, они и самостоятельная раса, но уж на слишком первобытном уровне она находится. Вопрос о месте народа (или не народа – ???) орков в фэнтези-мирах с ростом популярности «учения старика Толкиена» становится все более актуальным, но остается по-прежнему открытым.

Автор: Kju

 

<<<Закрыть книгу>>>

Сайт создан в системе uCoz